Блоги Nokian74 2001 год (Черное Море) Ту-154 сбит ракетой С-200 Украинской стороной Дата:04 Октября 2001
10 лет назад над Черным морем был сбит российский Ту-154. На борту находились 51 гражданин Израиля и 9 членов экипажа*. Межгосударственная следственная комиссия обвинила в трагедии Украину, ведь именно в это время в Крыму проходили военные учения. Наша страна выплатила семьям пострадавших компенсации, но своей вины так и не признала.
4 октября 2001 года. Российский Ту-154 теряет связь с диспетчерами.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАКОМПАНИИ:Авиакомпания «Сибирь» с сожалением подтверждает, что самолет авиакомпании пропал с радаров авиадиспетчеров.
66 человек вместе с членами экипажа* так и не долетели из Тель-Авива в Новосибирск. Российский самолет над Черным морем сбила ракета. По самой первой и, как потом выяснилось, основной версии - украинская. Из системы ПВО С-200, которую использовали на учениях на полигоне «Опук» в Крыму.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ:Это страшный день. Мы вместе с российскими коллегами будем расследовать это дело.
Уже на следующий день межгосударственная комиссия начала свою работу.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России (2001 год):Они должны сделать окончательные выводы о причинах трагедии.
Виновной, вспоминает тогдашний министр обороны Александр Кузьмук, Украину признали в рекордно короткие сроки.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины:Но я хотел бы сказать, что это было достойное поведение Украины.
Семьям погибших Украина добровольно выплатила по 200 тысяч долларов компенсации. Сам Кузьмук позже ушел в отставку.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины:Прошу прощения и спасибо.
Использование всех зенитных комплексов С-200 запретили до их полной проверки, а тогдашний президент принес извинения в прямом эфире.
ЛЕОНИД КУЧМА, Президент Украины:Авиакатастрофа произошла по трагическому, фатальному стечению обстоятельств.
За это же, вспоминает бывший министр обороны Гриценко, ему пришлось извиняться и в 2005 году.
АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО, министр обороны Украины 2005-2007 годов:Я донес это до президента Израиля, премьер-министра и министра обороны.
Однако с выводами межгосударственной комиссии, то есть фактически со своей виной, Украина все-таки не согласилась. Главным аргументом была экспертиза украинских ученых. Там шла речь о том, что ракета со своей траекторией не могла попасть в хвост самолета.
В течение 10 лет в судах было три громких дела, связанных с трагедией.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, министр обороны Украины 1996-2001 годов:Это уголовное дело по факту трагедии, которое проводилось дважды, открывалось, закрывалось. Но они были закрыты в связи с отсутствием каких-либо доказательств причастности Украины к этой трагедии.
Второе дело, по иску родственников погибших, было закрыто в 2007 году. Хозяйственный процесс по иску авиакомпании, которая требовала денег за самолет, тоже окончился победой Украины, однако в то же время, отмечают эксперты, остается непонятным, что же все-таки стало причиной трагедии.
СЕРГЕЙ ЗГУРЕЦ, военный эксперт:Если есть факторы, которые стали известны в ходе расследования катастрофы, которые не связаны с техническим состоянием ракет, а связаны с внешним влиянием других стран или других систем, то это также должно быть учтено, принимая во внимание, что эти системы и дальше находятся на вооружении украинской армии.

В 13.45 по московскому времени связь с авиалайнером компании "Сибирь" неожиданно оборвалась. Борт исчез с экранов радаров.
Все произошло так быстро, что экипаж, находясь на высоте 11 тысяч метров, до падения не успел подать даже сигнал бедствия.
Лайнер рухнул в море в 185 километрах от Сочи.
Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Сразу после катастрофы появилось две основных версии - теракт и случайное попадание ракеты украинской ПВО во время учений на Крымском полуострове.
Пилот самолета АН-24 армянской авиакомпании, летевший из Еревана в Одессу, сообщил, что видел падающий в море лайнер. А перед этим он наблюдал что-то вроде взрыва на его борту.
Это подтверждают и пилоты компании "Коми-авиа", также оказавшиеся неподалеку от места трагедии.
Большинство погибших пассажиров были гражданами Израиля. 15 пассажиров являлись гражданами России. В их числе был и заместитель генерального директора авиакомпании "Сибирь" по безопасности Виктор Алексеев. Он совершал инспекционную поездку.
Глубина моря в районе падения самолета более километра. Поначалу спасатели предполагали, что пилоты аварийного самолета могли приводнить терпящий бедствие лайнер. Поэтому к месту катастрофы срочно вылетели вертолет МЧС Ми-8 и самолет АН-12 министерства обороны, а также вышли спасательные суда из Новороссийска и Туапсе. Все они были оснащены спасательным оборудованием и плотами. Но найти удалось только обломки самолета и несколько мертвых тел.
Хроника событий.
09.54московского времени. Ту-154 авиакомпании "Сибирь" вылетел из израильского аэропорта Бен-Гурион по маршруту Тель-Авив - Новосибирск.
13.30. Самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове-на-Дону. Все было штатно, самолет шел на высоте 11 110 метров, скорость 850 км в час.
13.44. Лайнер пропал с экранов локаторов. Диспетчеры запросили воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан-24 армянской авиакомпании сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море. (Впоследствии будет установлено, что на борту самолета произошли два взрыва с интервалом в несколько десятков секунд.) Президенту России Владимиру Путину доложено о катастрофе. Президент дает поручения Министерству обороны и МЧС России о немедленной организации поисково-спасательных работ.
Секретарь Совета безопасности РФ Владимир Рушайло назначен председателем комиссии по расследованию причин катастрофы.
14.05. В район катастрофы вылетели поисковый самолет Ан-12 и два вертолета Сочинского отряда МЧС. Туда же вышли спасательные буксиры "Меркурий" и "Туапсе", а из Новороссийска - судно "Капитан Бикленищев". В Геленджике готовится к выходу судно МЧС "Спасатель Прокопчик".
16.00. К месту падения Ту-154 вышел пограничный сторожевой корабль "Гриф" Новороссийской морской бригады Северо-Кавказского регионального управления ФПС России.
16.20. Сочинские спасатели доложили с вертолета: обнаружены плавающие на воде обломки самолета, одно тело и большое масляное пятно. Разброс обломков - примерно два с половиной километра. По словам начальника ГО и ЧС Краснодарского края Петра Ефремова, самолет упал на глубину двух тысяч метров.
16.45. К месту катастрофы подошел теплоход "Вакулов". Вертолеты поисково-спасательного отряда и спасательной службы аэропорта Сочи возвращаются назад. По их информации, на месте падения самолета - большой керосиновый след и множество плавающих тел. Живых на воде не обнаружено.
17.05. Из сочинского порта к месту аварии вышло судно "Канин".
18.30. На месте катастрофы начаты спасательные работы, из моря поднято несколько мертвых тел.
19.00. Сухогруз "Капитан Вакулов" поднял на борт тела трех женщин и одного мужчины.
19.30. Из воды извлечены тела уже шестерых человек: пяти женщин и одного мужчины.
Свидетельство спасателя
Заместитель начальника поисково-спасательной службы сочи Николай Каргин: мы были на месте через 45 минут...
- Полчаса наш Ми-8 летал на расстоянии 30 метров от места падения Ту-154. В море плавали обломки самолета, самый большой - не более одного метра; части шасси и двигателя. Потом на поверхность поднялось керосиновое пятно, а следом - тела погибших и фрагменты тел. Всего мы насчитали 10 погибших. Скорее всего, самолет развалился от удара о воду, а не потерпел аварию в воздухе. В противном случае части были бы разбросаны по гораздо большей площади моря, они же плавали компактно. В месте падения самолета огромная расщелина, уходящая в глубь моря на два километра. Поэтому достать "черный ящик" будет почти невозможно.
Пилот 3-го класса Давид САРГАСЯН:
Я видел, как он падал в море...
Самолет Ан-24 из состава третьей авиационной эскадрильи компании "Армянские авиалинии" выполнял рейс по маршруту РНЕ-836 Симферополь - Ереван. Лайнером управлял пилот 1-го класса, шеф-пилот Гарик Оганесян. О том, что было видно из кабины самолета, рассказал помощник командира, пилот 3-го класса Давид Саргасян:
- Мы летели на высоте 6300 метров. Российская "тушка" находилась на высоте 11 километров, примерно в 20 километрах от нас. При желании ее можно было разглядеть. Точный момент взрыва никто из нас не засек, потому что нужно было следить за своими приборами. Внезапно кто-то крикнул, что впереди - горящий объект.
Как потом оказалось, это были обломки самолета. Мы не имели права уходить с заданной высоты, и нам пришлось делать крюк в несколько километров, облетая место катастрофы. Задерживаться мы тоже, по инструкции, не имели права. Оставалось лишь сообщить о происходящем диспетчеру и продолжить полет.
Последние 30 секунд жизни.
В момент взрыва разрушения самолета не произошло - лишь полная разгерметизация и воспламенение топлива. По данным "Итогов", экипаж еще около 30-40 секунд сражался за жизнь самолета - в это время бортовой ответчик и радиосвязь работали, хотя радиолокационная засветка борта уже не просматривалась.
Пилоты пытались дать свой пеленг через радиопеленгатор. В какой-то момент связь восстановилась - в кабине были слышны крики и какие-то команды. Расследователи разобрали пока только одно слово "Попало!.." или "Попал!..". Потом в эфире был слышен еще один пеленгационный щелчок - так по давней традиции пилоты прощаются с землей, когда связь уже не работает.
После чего, судя по всему, началось динамическое разрушение конструкций - стали отрываться самые тяжелые части: двигатели, киль, плоскости крыльев. Через минуту-другую все было кончено...

Заключение экспертов.
Девять дней понадобилось государственной комиссии, чтобы установить причину катастрофы самолета Ту-154 над Черным морем.
Девять дней официальный Киев отрицал свою причастность к гибели 78 пассажиров рейса 1812. Девять дней обломки авиалайнера исследовали три независимые бригады - российская, украинская и израильская.
Ровно столько держали оборону и представители военного командования Украины. Генералы не хотели признать тот факт, что во время учений ракета С-200 отклонилась от цели и попала в самолет Ту-154. Но, все-таки, главком ПВО Украины Владимир Ткачев согласился с выводами российской госкомиссии и публично покаялся: "Оценки экспертов и большинство факторов свидетельствуют, что это могла быть наша ракета. Очень жалею, что не смог предотвратить беду и фатальные стечения обстоятельств".
Да, Владимир Ткачев признал вину ПВО, но прямо все же не заявил, что ракета украинская. У него еще остаются какие-то сомнения. В чем? В том, что американские спутники засекли в районе Черного моря запуск ракеты и попадание в цель. В том, что было много свидетелей взрыва самолета.
Члены экипажа сухогруза "Капитан Вакула", который первым прибыл на место падения самолета, видели след ракеты и яркую вспышку над лайнером. А после того, как в Сочи доставили первые обломки самолета и эксперты обнаружили металлические шарики ракеты С-200, стало уже точно ясно, что случилось с пассажирским самолетом, и почему он мгновенно пропал с радаров. Член Госкомиссии, маршал авиации Евгений Шапошников, кстати, первым заговорил о ракете и смело об этом сказал: "Лично мне близка эта версия".
После этого о ракете, сбившей российский самолет, стали говорить все, кроме Украины. Министр обороны Александр Кузьмук каждый раз заявлял, что украинская ракета не могла долететь до самолета. С официальным докладом Кузьмук поспешил выступить и в Верховной Раде. Депутаты слушали внимательно министра обороны, но многие из них не поверили Кузьмуку, хотя министр убедительно говорил, что ракета приземлилась на парашюте в море.
Пока украинские власти делали громкие заявления о непричастности к трагедии, российская Госкомиссия продолжала свою работу. Комиссия выяснила, что ракета зенитного комплекса С-200 самостоятельно сбиться с данного курса не могла. По заключению специалистов, такая ситуация возможна только при серьезном техническом сбое.
По некоторым данным, во время учений 4 октября произошла нештатная ситуация на полигоне. На несколько секунд без электроэнергии осталась радиолокационная станция, которая осуществляла контроль за полетом ракеты. Скорее всего, во время этого сбоя ракета потеряла учебную цель и самонавелась на пассажирский лайнер. Ракета не врезалась в самолет, а взорвалась над ним где-то в районе салона первого класса. Лайнер разломился пополам, произошел еще один взрыв, и горящие обломки рухнули в море.
В Сочи прозвучало окончательное решение госкомиссии. Самолет авиакомпании "Сибирь", летевший из Израиля в Новосибирск, был сбит ракетой С-200, об этом сообщил Владимир Рушайло. А его украинский коллега секретарь Совета безопасности и обороны Евгений Марчук согласился с результатом расследования: "Мы делаем предварительное заключение: причиной катастрофы могло послужить непреднамеренное его поражение ракетой С-200. Мне, как гражданину Украины, очень больно говорить об этом".
Но первым, кто косвенно признал вину Украины за сбитый самолет, был все же украинский президент. Но сделал он это весьма своеобразно:"Не нужно делать из этого трагедии, раз случилась ошибка, а ошибки случаются всюду не только такого масштаба, значительно большего масштаба, планетарного". Кстати, после выступления Кучмы выяснилось, что министр обороны Украины Кузьмук еще 4 октября подал в отставку, однако президент ее не принял, заявив, что людьми он не разбрасывается и разбрасываться не собирается.
Но украинские военные все-таки стоят на своем. По словам Александра Кузьмука, "сегодня мы не знаем истинной причины трагедии, но знаем, что к ней причастны. Мы разберемся, причины не будут спрятаны на дне Черного моря".
Еще министр обороны извинился перед президентом Украины, Верховной Радой и правительством, после чего Кузьмук резко встал и вышел из зала. Вслед за министром обороны ушло и высшее командование ПВО Украины. Не дожидаясь окончания расследования Киева, украинские ракетчики в массовом порядке подают рапорты об увольнении.
Прикрепленный файл(ы):
2014-07-18_0112(471.4kb)bwjfaccxtk(44.21kb)обложка-на-сайт-для-катастроф1(108.4kb)
Комментарии(13)
starstarstarstarstar
Cредняя оценка 1
Оценило: 5 человек
Прочитало: 15 человек,156 раз

Твитнуть
→ Дневник Nokian74
→ Все дневники
  Меню     Главная  
Версия: html / touch(beta)
7ba.Ru
[0.0028]